Интегрированная система безопасности «Лавина» - современное решение для контроля чрезвычайных ситуаций

По данным статистики МЧС за 2009 год, на территории Российской Федерации произошло 187 490 пожаров и 512 чрезвычайных происшествий, в которых погибли более 14 тысяч и пострадали более 13 тысяч человек, причем большая часть ЧС (более 60%) имела техногенный характер, а основной причиной пожаров стал человеческий фактор.

Существенное влияние на эти показатели может оказать сокращение среднего времени реагирования служб спасения, а также организация четкого взаимодействия всех подразделений служб. Использование интегрированных систем мониторинга противопожарной безопасности объектов – одно из самых действенных средств для оперативного контроля чрезвычайных ситуаций на всех этапах – от возникновения ЧС до ликвидации его последствий.

В России получили распространение несколько мониторинговых систем безопасности, разработанных крупными отечественными компаниями-производителями охранно-пожарных систем безопасности. Одна из них – система «Лавина» (производитель – НПО «Сибирский Арсенал», г. Новосибирск).

Интегрированная система безопасности «Лавина» существует уже более 5 лет. В течение всего этого времени аппаратная и программная составляющие системы постоянно развивались, и сейчас «Лавина» представляет собой профессиональный продукт, который используют частные охранные предприятия по всей России, а также в странах ближнего зарубежья.

С появлением в «Лавине» пульта верхнего уровня эта система стала актуальна не только для частных охранных предприятий, но и для служб МЧС. Ведь согласно принятому «Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности» (ФЗ №123) вся информация о пожарных тревогах с объектов должна транслироваться в диспетчерский центр МЧС.

«Лавина» будет интересна как организациям, которым необходимо охранять множество распределенных объектов (нефтегазовая отрасль, энергетический комплекс, сфера ЖКО, связи и т.д.), так и тем, которые хотят создать комплексную систему безопасности на локальном объекте.

Основное ключевое достоинство данной системы заключается в том, что она позволяет организовать распределенную двухуровневую сеть, работающую с пультами нижнего и верхнего уровня (ПНУ, ПВУ) по четырем каналам связи: радио, GSM (DATA, GPRS), ГТС, TCP/IP.

ПНУ находится в охранном предприятии, ПВУ устанавливается в диспетчерском центре оперативной службы (МЧС, милиция, пожарная часть и т.д.) На верхний уровень поступает только информация о тревожных событиях, служебная информация не выходит за пределы охранных предприятий и служб безопасности (постановки/снятия, отключение/появление напряжения питания и т.д.) Вся информация, переданная на верхний уровень, архивируется. Действия всех сотрудников отслеживаются и протоколируются в автоматическом режиме.

В масштабах города такая сеть действует по следующей схеме:

  • при возникновении сигнала («Пожар», «Тревога» и т.д.), он передается на пульт нижнего уровня, откуда автоматически транслируется на соответствующий пульт верхнего уровня (пожарная часть, районный отдел милиции и т.д.) При этом оператор ПНУ контролирует своевременное поступление извещений и действия на ПВУ;
  • операторы нижнего и верхнего уровней принимают меры по ликвидации пожара, действуя в рамках своих полномочий.

Для передачи извещений в «Лавине» от объектовых приборов на ПНУ и ПВУ используется собственный закрытый протокол обмена данными и шифрование передаваемых пакетов. Такое решение позволяет максимально защитить систему от внешнего проникновения.

Новейший продукт для системы «Лавина» - объектовые и центральные стойки (для пультов верхнего и нижнего уровней) в 19" форм-факторе. Такое решение позволяет разместить оборудование в помещении максимально компактно, упростить его обслуживание, а также учесть добавление новых блоков в будущем. Стойки комплектуются согласно индивидуальным пожеланиям заказчика. Оборудование в стойках уже настроено и готово к эксплуатации.

НПО «Арсенал» производит стойки самостоятельно, поэтому для заказа доступны практически любые конфигурации – от самых простых комплектаций до максимальных. Следует учесть, что со временем в стойку можно добавлять новые блоки, например, установить СКУД на базе «Курс-100» или систему видеонаблюдения на базе видеосервера «Горизонт».

Внедрение нового оборудования позволяет по-новому решать существующие проблемы. Например, в пожарных и охранных системах весьма актуальна проблема ложных срабатываний. Причины их различны и не всегда зависят от качества извещателей, но результат одинаков – выезды групп быстрого реагирования и пожарных расчетов впустую, штрафы для хозоргана и, в конечном счете, подрыв репутации технических средств охраны и недоверие к ним.

В «Лавине» для борьбы с ложными срабатываниями может использоваться удаленное IP-видеонаблюдение через видеосервер «Горизонт» (система поддерживает до 64 камер). Оператор пульта, получив сигнал о срабатывании охранного или пожарного извещателя, включает камеру, наблюдает ситуацию на объекте, оценивает обстановку и реагирует в соответствии с регламентом.

При пожаре оператор запускает систему пожарного оповещения и в дальнейшем руководит эвакуацией людей, опираясь на данные со всех видеокамер на объекте. Включает где необходимо свет, дымоудаление, через систему речевого оповещения «Рокот» дает голосовые указания о направлении к выходу.

Функцию автоматического пожаротушения на объекте выполняет прибор «Пирит ПУ». Запуск модулей пожаротушения (могут использоваться порошковые или аэрозольные) происходит только после эвакуации людей из помещения (к прибору подключаются охранные извещатели – магнитоконтактные и объемные).

При несанкционированном проникновении в помещение оператор вызывает группу быстрого реагирования (дополнительный плюс – видеосистема позволяет вести запись видео, доказывающего вину злоумышленника).

Пройденный системой путь показал, что только постоянное развитие гарантирует успех у конечного потребителя, а существование только за счет прошлых наработок – это тупик. Обновление пультового и объектового оборудования, появление новых приборов позволяет охранным предприятиям, работающим с «Лавиной», предлагать своим клиентам новые услуги и повышать качество обслуживания. Такой подход позволяет быть в выигрыше всем: и производителю, и охранным агентствам, и их клиентам.

Если говорить о стоимости нового оборудования системы «Лавина», то, разумеется, современные технологии в силу своей новизны требуют значительных вложений. Но эти вложения окупаются сторицей.

Производитель не присваивает себе право монополиста и готов предоставить спецификации верхнего пульта всем заинтересованным компаниям-производителям для работы с их приборами.

«Арсенал» открыт для сотрудничества. Всем, кто проявляет заинтересованность оборудованием, выпускаемым под маркой «Арсенала» и системой «Лавина» в частности, предприятие готово предоставить всю необходимую техническую информацию, провести обучающий семинар, организовать для специалистов экскурсию по производству. Этой возможностью, к слову, уже воспользовались ряд управлений МЧС, ГОиЧС и дали высокую оценку увиденному.

Обсудить вопросы по оборудованию можно также на сайте предприятия www.arsenal-npo.ru в разделе Форум. Здесь можно общаться как с «практиками» сферы безопасности, так и непосредственно с разработчиками и программистами НПО «Арсенал». Постоянную техническую поддержку клиентов осуществляет консультационный центр и сервис-центр.

Оборудование системы «Лавина» сертифицировано в соответствии с техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности (сертификат соответствия № С-RU.ПБ01.В.00143).

НПО «Сибирский Арсенал» производит полные комплекты систем охранно-пожарной сигнализации: приемно-контрольные приборы, охранные и пожарные извещатели, оповещатели, источники резервного питания, видеосерверы и т.д. Широкий выбор оборудования от одного производителя гарантирует взаимную совместимость и долгую надежную работу.